(этот материал вы сможете скачать)
Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств.
Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятные условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.
Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств.
Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятные условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ЕСТЬ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ АКТ ВОСПРИЯТИЯ.
По определению психолога Б. А. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются:-звуковысотный слух
- тембровый
-гармонический
- мелодический
- динамический
Важнейшим проявлением музыкального слуха является восприятие высоты звука.
Различают две разновидности музыкального слуха: 1 – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2 – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки – внутренний музыкальный слух, или внутреннее слуховое представление.
Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, так как оба эти вида взаимосвязаны. Но доля внутреннего слуха колеблется и в количественном и в качественном отношениях, и именно она влияет на музыкальный слух в целом. Пение вслух, игра на музыкальных инструментах и дирижирование являются опосредованным воплощением внутреннего слухового процесса.
Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, т.к. развивать можно только то, что уже имеется.
Важнейшим проявлением музыкального слуха является восприятие высоты звука.
Различают две разновидности музыкального слуха: 1 – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2 – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки – внутренний музыкальный слух, или внутреннее слуховое представление.
Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, так как оба эти вида взаимосвязаны. Но доля внутреннего слуха колеблется и в количественном и в качественном отношениях, и именно она влияет на музыкальный слух в целом. Пение вслух, игра на музыкальных инструментах и дирижирование являются опосредованным воплощением внутреннего слухового процесса.
Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, т.к. развивать можно только то, что уже имеется.
Развитие музыкального слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.
В группах детского сада имеются дети, которые:
1. Могут спеть чисто данный звук (в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни или на основе хороших задатков;
2. Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно. У таких детей формирование слуха близко к завершению.
3. Поют то интонационно точно, то фальшиво;
4. Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно дети со средним диапазоном голоса;
5. Все звуки поют неверно;
6. Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырех случаях ( № 3; 4; 5; 6) имеет место несформированность музыкального слуха. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с несформированным музыкальным слухом и начать с ними работу. Уже отмечалось, что формирование музыкального слуха связано с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П. и др. было доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде ОРГАНОМ ВОСПРИЯТИЯ. И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т.е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки – они их воспроизведут. Следовательно, ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РЕФЛЕКТОРНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ НЕРВНЫХ СВЯЗЕЙ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЕГО СЛУХОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СФЕРАХ.
Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем ПОДСТРАИВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДИМОЙ ВЫСОТЫ к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту – наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон.
Педагог помогает этому процессу – словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хрупкой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной мелодии.
Любой вид работы по развитию муз. слуха, даже построенный без всякой системы, улучшает слух. Но бессистемность работы намного увеличивает время для достижения цели, намного снижая результаты и делает их непрочными, т.к. ученики очень скоро теряют слуховые навыки.
Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к учащемуся, методически правильно подбор упражнений, постепенное их усложнение, выполнение каждого упражнения вплоть до получения необходимой реакции. До тех пор, пока не будут достигнуты легкость и качество в выполнении простых упражнений, нельзя переходить к более сложным. Большинству детей необходимо привыкнуть к звучанию, чтобы затем чисто воспроизвести звук, упражнение или мелодию.
Для того , чтобы дети правильно воспроизводили мелодию, необходимо:
- сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне; - заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность.
Упражнения:
ØДается звук в удобном для пения регистре, ребенок слушает его и повторяет про себя, пока звук тянется. Например, играется «ре 1» - ребенок поет его в унисон данным.
Ø. Дается звук в далеком регистре, недоступном для повторения. Например, играется «ре» малой октавы, пока звук тянется, ребенок поет про себя и затем вслух «ре 1» и слушает частоту совпадений обоих звуков на расстоянии октавы.
ØТо же – играется «ре 2» или «ре 3», спеть «ре 1».
ØРебенок слушает два звука разной высоты, показывает рукой исполняемый интервал, затем пропевает его вслух, сопровождая исполнение движением руки, постепенно корректируя исполнение.
ØТе же звуки исполняются в неудобном для исполнении регистре. Дети поют в удобном регистре.
ØНезаконченный отрезок мелодии ребенок завершает самостоятельно на 1 ступени; на 5 ступени. При неточном представлении учеником высоты тоники иногда можно прибегнуть к громкому пению, или наоборот, к тихому. Это в некоторых случаях позволяет при пении вслух избавиться от фальши.
Ø. Один поет знакомую мелодию, другой внимательно вслушивается и определяет ошибки.
ØЧасть текста петь про себя, часть – вслух.
Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:
- болезненное состояние голосового и слухового аппарата;
- ослабленное общее физическое состояние организма;
- неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.
В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Для того чтобы сформировать унисон, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.
2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко.
3. Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох – постепенный выдох).
4. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.
Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.
5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течении нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.
Скачать "Формирование музыкального слуха в процессе обучения пению"
В группах детского сада имеются дети, которые:
1. Могут спеть чисто данный звук (в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни или на основе хороших задатков;
2. Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно. У таких детей формирование слуха близко к завершению.
3. Поют то интонационно точно, то фальшиво;
4. Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно дети со средним диапазоном голоса;
5. Все звуки поют неверно;
6. Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырех случаях ( № 3; 4; 5; 6) имеет место несформированность музыкального слуха. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с несформированным музыкальным слухом и начать с ними работу. Уже отмечалось, что формирование музыкального слуха связано с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П. и др. было доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде ОРГАНОМ ВОСПРИЯТИЯ. И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т.е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки – они их воспроизведут. Следовательно, ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РЕФЛЕКТОРНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ НЕРВНЫХ СВЯЗЕЙ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЕГО СЛУХОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СФЕРАХ.
Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем ПОДСТРАИВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДИМОЙ ВЫСОТЫ к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту – наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон.
Педагог помогает этому процессу – словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хрупкой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной мелодии.
Любой вид работы по развитию муз. слуха, даже построенный без всякой системы, улучшает слух. Но бессистемность работы намного увеличивает время для достижения цели, намного снижая результаты и делает их непрочными, т.к. ученики очень скоро теряют слуховые навыки.
Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к учащемуся, методически правильно подбор упражнений, постепенное их усложнение, выполнение каждого упражнения вплоть до получения необходимой реакции. До тех пор, пока не будут достигнуты легкость и качество в выполнении простых упражнений, нельзя переходить к более сложным. Большинству детей необходимо привыкнуть к звучанию, чтобы затем чисто воспроизвести звук, упражнение или мелодию.
Для того , чтобы дети правильно воспроизводили мелодию, необходимо:
- сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне; - заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность.
Упражнения:
ØДается звук в удобном для пения регистре, ребенок слушает его и повторяет про себя, пока звук тянется. Например, играется «ре 1» - ребенок поет его в унисон данным.
Ø. Дается звук в далеком регистре, недоступном для повторения. Например, играется «ре» малой октавы, пока звук тянется, ребенок поет про себя и затем вслух «ре 1» и слушает частоту совпадений обоих звуков на расстоянии октавы.
ØТо же – играется «ре 2» или «ре 3», спеть «ре 1».
ØРебенок слушает два звука разной высоты, показывает рукой исполняемый интервал, затем пропевает его вслух, сопровождая исполнение движением руки, постепенно корректируя исполнение.
ØТе же звуки исполняются в неудобном для исполнении регистре. Дети поют в удобном регистре.
ØНезаконченный отрезок мелодии ребенок завершает самостоятельно на 1 ступени; на 5 ступени. При неточном представлении учеником высоты тоники иногда можно прибегнуть к громкому пению, или наоборот, к тихому. Это в некоторых случаях позволяет при пении вслух избавиться от фальши.
Ø. Один поет знакомую мелодию, другой внимательно вслушивается и определяет ошибки.
ØЧасть текста петь про себя, часть – вслух.
Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:
- болезненное состояние голосового и слухового аппарата;
- ослабленное общее физическое состояние организма;
- неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.
В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Для того чтобы сформировать унисон, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.
2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко.
3. Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох – постепенный выдох).
4. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.
Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.
5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течении нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.
Скачать "Формирование музыкального слуха в процессе обучения пению"
Комментариев нет:
Отправить комментарий